ЕВРОДОЛЛАРЫ (европ. доллары), временно свободные ден. средства в долларах США, помещённые организациями и частными лицами различных капиталистич. стран в европ. банках и используемые последними для кредитных операций. Операции в Е. неподконтрольны амер. финанс органам, регламентирующим кредитные сделки. Обычный депозит (или вклад) в долларах США превращается в депозит в Е., будучи переведён из амер. банка в европ. банк или в отделение амер. банка в Европе. На ссудном рынке Е. банки и фирмы капиталистич. стран могут без особых затруднений получать кредиты в долларах, минуя США, и размещать временно высвобождающиеся у них долларовые средства по более выгодным процентным ставкам.
Рынок Е. возник в кон. 50-х гг. и из года в год значительно расширял свои объём. К кон. 1965 на нём обращалось 10 млрд. долл., а в кон. 1971 объём его достиг 54 млрд. долл. Открытию рынка Е. способствовали восстановление в кон. 1958 обратимости валют, накопление долларовых резервов рядом европ. стран в результате хронич. дефицита платёжного баланса США, а также заинтересованность капиталистич. банков и фирм и, в первую очередь, междунар. монополистич. объединений в рынке капиталов, свободном от контроля нац. пр-в и центр. банков. Центр. банки осн. стран — участниц рынка Е., а также сотрудничающий с ними Банк международных расчётов могут оказывать на рынок Е. лишь косвенное влияние: через проводимые ими на этом рынке операции и через регулирование процентных ставок нац. ден. рынков, размер к-рых (ставок) оказывает влияние на уровень ставок на рынке Е. Рынок Е., в свою очередь, влияет на нац. ден. рынки и усиливает инфляцию в европ. странах.
С точки зрения техники операций рынок Е. отличается высокой оперативностью. Он состоит из нескольких сотен банков-посредников, находящихся в наиболее крупных финанс. центрах Европы, в первую очередь в Лондоне. На рынке Е. преобладают межбанковские кредитные и депозитные операции. Небанковскими заёмщиками на рынке Е. являются гл. обр. междунар. объединения и крупные нац. компании. Наиболее активные участники рынка Е.— англ. банки и среди них — лондонские отделения банков США, к-рые в 60-х гг. значительно расширили сеть своих отделений в Европе именно с целью использовать выгоды от операций с Е. Число иностр. банков в Лондоне, активно работающих на рынке Е., превышало 200 (1971). Ден. капиталы на рынке Е. помещаются в форме вкладов сроком от 1 мес. до 6 месяцев (наиболее распространённая форма) и в форме кредитов на те же сроки. В 1965—68 стали предоставляться и среднесрочные кредиты (от 3 до 8 лет) для капиталовложений в предприятия, к-рые должны приносить прибыль к концу срока кредита. Для операций по среднесрочным кредитам на рынке Е. образованы междунар. финанс. компании с участием амер. и европ. банков общим числом св. 20 (на кон. 1971) [Междунар. об-во среднесрочного кредита (Лозанна), Европ. банк среднесрочного кредита (Брюссель), Междунар. коммерч. банк (Лондон) и др.].
Средства на рынок Е. поступают из 40—50 стран. По оценкам «Чейз Манхэттен банк» в 1968 из Швейцарии поступило ок. 17% общей суммы депозитов, Италии 10, Великобритании 9, Франции 7, остальпых европ. стран 18, США 8, стран Ближнего Востока 8, Лат. Америки 6 и др. стран (включая Канаду) 17%. Приблизительно 20—25% депозитов в Е. составляют средства центр. банков и междунар. ин-тов. По использованию средств рынка Е. на первом месте стоят США (32%) и Великобритания (14%), 7% средств привлекает Италия, по 5% — Франция и Япония, по 4% — Канада и Швейцария, 16% приходятся на остальные европ. страны и 13% на др. страны.
Значит. преимуществом рынка Е. для владельцев капиталов является более высокая доходность вложений средств на этом рынке по сравнению с рядом нац. ден. рынков. Уровень процентных ставок по операциям в Е. определяется, в первую очередь, уровнем процентных ставок в США. Однако на ставки на рынке Е. влияет и уровень ставок на ден. рынках др. стран и, в первую очередь, в Великобритании, где процентные ставки в 60-е гг. высокие (6—8%). Поэтому ставки по депозитам в Е., как правило, несколько выше ставок по аналогичным депозитам в Нью-Йорке. В 60-е гг. ставки по Е. неуклонно повышались, следуя за общей тенденцией процентных ставок в капиталистич. х-ве, отражающей борьбу капиталистич. пр-в с инфляцией путём повышения стоимости кредита. Ставка по 3-месячным депозитам, являющаяся наиболее показательной для состояния рынка Е., в 1962 составляла 3,75% годовых, в 1963 повысилась до 4,25%, в 1964 до 4,5%, в 1965 до 5%, в 1966 до 6%. В 1967 эта ставка снизилась в среднем до уровня 5% в связи с уменьшением деловой активности в осн. капиталистич. странах. В нояб. 1967 и в марте 1968 (период бегства капиталов от доллара США и фунта стерлингов), а также в нояб. 1968 (период кризисного состояния франц. франка и повышенного спроса на марку ФРГ в связи с ожиданием её ревальвации) ставка превышала уровень 7% годовых. К окт. 1969 уровень ставок по операциям в Е. повысился до 11,5 в связи с удорожанием и ограничением кредита в осн. капиталистич. странах (прежде всего в США), банки к-рых изъяли с рынка Е. в первые месяцы 1969 ок. 30—40% общего объема средств рынка. В 1970 уровень ставок несколько снизился и составил в среднем ок. 8%. В 1971 имели место резкие колебания уровня ставок от 5,3% в марте до 9% в августе. В IV кв. 1971 и первом полугодии 1972 ставки по Е. составили 5—6% , что было связано гл. обр. с проведением пр-вом США политики «дешевого кредита» в целях преодоления экономич. спада в стране.
В силу значит. мобильности рынок Е. превратился в важную часть междунар. валютной системы. При вспышках валютного кризиса рынок Е. усиливает размер спекулятивных операций. В сер. и кон. 1971, когда разразился кризис доллара и европ. страны ввели свободно колеблющиеся валютные курсы, рост рынка Е. несколько замедлился, но его объём не сократился.
Лит.: Bank for international settlements. 41 st Annual Report, Basle, 1971; Einzig P., Euro Dollar system, 3 ed., N.Y.—L., 1967.
E. Д. Золотаренко. Москва.
ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (EACT), (European Free Trade Association), «малая зона свободной торговли», торгово-экономич. объединение Австрии, Великобритании, Дании с Гренландией, Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии в целях установления «свободного рынка», в противовес «Общему рынку» (см. Европейское экономическое сообщество), созданное в 1960 и закреплённое Стокгольмской конвенцией. В 1961 к ЕАСТ в качестве ассоциированного члена присоединилась Финляндия, в 1970 — Исландия. Действие конвенции распространяется на Лихтенштейн, экономически тесно связанный со Швейцарией. Официальные цели и задачи ЕАСТ: содействовать «постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности труда, экономическому развитию и росту мировой торговли и постепенному устранению препятствующих ей барьеров». Конвенция предусматривала постепенную отмену к 1970 таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле пром. товарами между странами ЕАСТ. В отличие от «Общего рынка», ЕАСТ даёт право своим членам самостоятельно устанавливать таможенные тарифы по отношению к странам, не входящим в Ассоциацию. Вследствие разницы в экономич. развитии члены ЕАСТ находятся в неравном положении. Великобритания и Швеция играют доминирующую роль. История создания ЕАСТ — это прежде всего история борьбы англ. империализма за сохранение своих экономич. и политич. позиций.
Высшим органом ЕАСТ является Совет, в к-ром представлены все участники Стокгольмской конвенции (кроме Финляндии); каждая страна имеет в нём 1 голос. Совет собирается на уровне министров или на уровне глав постоянных делегаций стран ЕАСТ в Женеве (1 раз в неделю). Пред. Совета избирается сроком на 6 месяцев. Решения и рекомендации Совета, как правило, принимаются единогласно. Совет контролирует ход выполнения конвенции; может давать рекомендации и обязывать пр-ва стран-членов выполнять соответствующие пункты соглашения, а также давать санкции на проведение мер, предусмотренных оговорками в тексте конвенции; устанавливает правила процедуры; утверждает бюджет орг-ции; создаёт к-ты и исследовательские группы для рассмотрения вопросов, требующих предварительного изучения или рассмотрения жалоб участников. Важнейшей стороной деятельности Совета является урегулирование конфликтов, возникающих между странами-участницами.
В мае 1963 был создан К-т экономич. развития (КЭР) для анализа проблем хоз. развития стран-участниц. КЭР — совещат. орган при Совете, собирается примерно 1 раз в год. Высшим органом, регулирующим вопросы взаимоотношений Финляндии и ЕАСТ, является Объединённый совет, состоящий из членов Совета ЕАСТ и представителей Финляндии. Финляндия производит ежегодные платежи в бюджет ЕАСТ.
В дек. 1964 был создан спец. Экономич. к-т, в задачи к-рого входит изучение экономич. и финанс. положения стран—участниц блока, а также хоз. деятельности правительств с тем, чтобы предупредить мероприятия, неблагоприятно воздействующие на развитие экономики EAСT. В ЕАСТ имеются также Таможенный к-т, К-т торговых экспертов, Бюджетный к-т и К-т по составлению обзоров по с. х-ву, Консультативный к-т. К 1967 участники ЕАСТ отменили таможенные пошлины и количеств. ограничения в торговле внутри союза; исключение составила Португалия, к-рой было разрешено продлить защиту своей пром-сти таможенными пошлинами до кон. 1979. Создание внутризонального рынка способствовало росту товарооборота между странами-участницами: за 1959—71 общий объем их торговли увеличился с 39 до 95 млрд. долл., причём объём внутрирегиональной торговли возрос в 1970 до 12,2 млрд. долл. Тем не менее ЕАСТ осталась непрочным торг. объединением, более слабым по сравнению с «Общим рынком», в к-рый ныне вступает ряд стран—членов ЕАСТ, в первую очередь Великобритания. Общий торг. баланс стран ЕАСТ пассивный, причём более половины дефицита создаётся за счёт торговли со странами «Общего рынка». Во внеш. торговле ЕАСТ доля социалистич. стран в 1970 составляла 5%, но достигла 16,1% в импорте и 15,7% в экспорте Финляндии, 9,4% в импорте и 12,9% в экспорте Австрии; она существенна также в торг. обороте Великобритании и Швеции.
В 1970 по сравнению с предыдущим годом общий импорт из социалистич. стран возрос на 16,7%, а экспорт — на 13,5, при этом наибольший рост импорта имели Финляндия (29,6%) и Австрия (22,1%), экспорта — Швеция, Швейцария и Исландия.
Значение ЕАСТ не ограничивается экономич. сферой. Ассоциация играет определ. роль в политич. отношениях Зап. Европы и США, т. к. последпие стремятся иметь дело с несколькими блоками, а не с единой Европой.
В связи с подписанием 22 янв. 1972 соглашения о вступлении Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии в «Общий рынок» (с 1 янв. 1973), что соответственно повлечёт их выход из ЕАСТ, последняя, видимо, видоизменит свою форму.
В конце 1971 было решено провести серию переговоров между представителями ЕАСТ и ЕЭС о заключении специального соглашения о сотрудничестве — в первую очередь, о создании зоны свободной торговли пром. товарами, что представляет собой попытку сохранить торговые преимущества, достигнутые в рамках ЕАСТ за годы ее существования.
Лит.: Международные экономические организации. Справочник, 2 изд., М., 1962, с. 224—31: Yearbook of International Organisations. 1964—1965, Brussels, [1964]; European Yearbook, v. 13, The Hague, 1967; Camps M., Britain and the European Community. 1955—1963, Princeton (N. Y.) — L., 1964; eё жe, The free trade area negotiations, Princeton (N. Y.) — L., 1959, p. 51; European free trade association. EFTA Bulletin, 1959—1967, Gen., 1969, p. 17—18; 1971, April, № 3, p. 3—5; «БИКИ», 20 anp. 1971.
H. А. Бакланова. Москва.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК, кредитный институт Европейского экономического сообщества (ЕЭС), учреждённый в соответствии с Римским договором от 25 марта 1957 о создании ЕЭС. Свою деятельность Европ. инвестиционный банк начал в 1959. Задачами банка, согласно его уставу, являются: содействие посредством предоставления долгосрочного кредита ускоренному освоению менее развитых районов стран—членов ЕЭС, оказание помощи посредством кредита, модернизации, реконструкции и созданию новых предприятий в странах—членах ЕЭС, осуществлению совместных проектов в общих интересах этих стран. Деятельность банка распространяется также на страны, ассоциированные с «Общим рынком»: Грецию, Турцию, 21 страну Африки (Берег Слоновой Кости, Бурунди, Верхнюю Вольту, Габон, Дагомею, Заир, Камерун, Кению, Мавританию, Мали, Малагасийскую Республику, Нар. Республику Конго, Нигер, Руанду, Сенегал, Сомали, Танзанию, Того, Уганду, Центральноафриканскую Республику, Чад) и заморские территории Франции и Нидерландов.
Уставный капитал составляет 1 млрд. т. н. расчётных единиц (1 р. е. = 1 долл. США). Странами—членами ЕЭС внесено: Бельгией 86,5 млн. р. е., Нидерландами 71,5, Италией 240, Люксембургом 2, Францией 300 и ФРГ 300 р. е., в т. ч. 25% золотом и 75% в свободно конвертируемых валютах указанных стран. Общая сумма предоставляемых банком кредитов не должна превышать 250% суммы уставного капитала (т. е. 2,5 млрд. расчётных единиц), оплаченный капитал 250 млн. р. е. Неоплаченная часть уставного капитала может быть истребована банком, если в этом возникнет необходимость для погашения его обязательств перед кредиторами. С мая 1971 уставный капитал увеличен до 1,5 млрд. р. е., а оплаченный — до 300 млн. р. е. Для пополнения своих ресурсов Банк выпускает облигационные займы на рынке капиталов стран—членов ЕЭС и др. стран (с их согласия). На 1 янв. 1971 общая сумма займов, полученных банком путём выпуска облигаций на разные сроки (до 25 лет) и из др. источников, составила 1020 млн. р. е. (в марках ФРГ, голл. гульденах, долларах США, итал. лирах и бельг. франках). Эти облигации допущены к котировке на биржах тех стран, где они были выпущены, процентные ставки по ним составляют от 4,5 до 6,5 годовых.
Руководящими и адм. органами Банка являются: Совет управляющих, Адм. совет и правление.
Вся деятельность банка тесно увязана с политикой «Общего рынка», проводимой, как известно, в интересах крупных монополий. За 1959—68 Банк предоставил кредиты на общую сумму 1134 млн. р. е., в т. ч. Италии 595 млн., Франции 153 млн., ФРГ 105 млн., Бельгии 31 млн., Люксембургу 8 млн., ассоциированным странам ок. 242 млн. р. е., из них 140 млн. р. е. — спец. кредиты. На 1 янв. 1971 сумма предоставленных кредитов возросла до 1393 млн. р. е.
М. Г. Поляков. Москва.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД (ЕСФ), финансовая организация в системе Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Начала свою деятельность в 1960. По уставу средства ЕСФ, образуемые из взносов стран-участниц, предназначены для финансирования мероприятий, обеспечивающих занятость и свободу передвижения рабочей силы в сфере произ-ва в странах ЕЭС. Из средств ЕСФ компенсируются, при соблюдении соответствующих условий, 50% затрат, произведённых правительствами и гос. организациями стран ЕЭС на переквалификацию рабочих, а также 50% средств, выданных на субсидии переселяющимся рабочим и рабочим, временно или полностью потерявшим работу в связи с переключением предприятия, где они работали, на произ-во др. видов продукции. Уставом предусмотрено, что ЕСФ не должен подменять функций нац. систем социального страхования. За 1960—69 из средств фонда ЕСФ было выплачено 112 млн. долл.
Е. Д. Золотаренко. Москва.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ (ЕФР), финансовая организация в механизме Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Начала свои операции в 1959. Средства фонда образованы из взносов стран—участниц ЕЭС и предназначены для осуществления безвозвратного финансирования присоединившихся («ассоциированных») стран (36 гос-в, к к-рым в силу их особых экономич. и политич. связей со странами—участницами ЕЭС применяется таможенный режим, действующий в самом ЕЭС). Взносы стран—участниц ЕЭС и ЕФР выражаются в следующих долях (в %): Бельгия 9, Италия 12, Люксембург 2, Нидерланды 9, Франция 34 и ФРГ 34. Средства ЕФР используются для финансирования объектов нац. значения и инфраструктуры (дороги, аэропорты, связь и т. п.), технич. помощи, связанной с инвестициями стран — участниц ЕЭС, исследований в целях развития экономики, её диверсификации и т. п. В отличие от Европейского инвестиционного банка за счет ЕФР финансируются менее рентабельные или вовсе нерентабельные объекты. За 1959—63 общая сумма израсходованных средств составила 581 млн. амер. долл. За 1964—69 было ассигновано 730 млн. долл., в т. ч. 50 млн. долл. в форме долгосрочных (сроком 40 лет) займов Европ. инвестиц. банка и остальное в форме безвозвратных ассигнований. На 1970—74 ассигнован 1 млрд. долл.
Е. Д. Золотаренко. Москва.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ (ЕОУС), (Die Europaische Gemeinschaft fur Kohle und Stahl; La communaute europeenne du charbon et de l’acier; De Europese Gemeenschap voor Kolen en Staal; La comunita Europea del Carbone e dell’Acciaio), международная гос. монополистич. экономич. организация, объединяющая каменноугольную, железорудную и металлургич. пром-сть Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, входящих с 1958 в Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»). Создан в 1951 сроком на 50 лет (Парижский договор). ЕОУС — это «общий рынок» угля и стали. В его задачи входит обеспечение рационального распределения произ-ва, высокой производительности труда в угольно-металлургич. пром-сти Зап. Европы «без глубоких и длительных потрясений в экономике государств-членов»; содействие постоянному расширению произ-ва и его модернизации и др. Договор обязывает также поддерживать условия «свободной» и «нормальной» конкуренции на «общем рынке». Образование ЕОУС отвечает интересам металлургич. монополий, к-рые видят в нём одно из средств укрепления господства монополистич. капитала в металлургич. пром-сти стран-участниц.
Официально «общий рынок» ЕОУС был «открыт» в 1953 (10 февр. — для угля и железной руды; 15 марта — для железного лома; 1 мая — для чугуна и стали; 1 авг. 1954 — «общий рынок» спец. сталей). Фактически реализация важнейших мероприятий, составляющих существо металлургич. «общего рынка», продолжалась до кон. 1958. Процесс становления «общего рынка» полностью не закончен и к нач. 70-х гг., т. к. многие из намеченных мероприятий (напр., «гармонизация» налогового обложения) или не осуществлены, или реализованы не полностью.
ЕОУС состоит из 4 институтов: Верховный орган, Спец. совет министров, Ассамблея и Суд. Печатный орган — «Официальный журнал европейского объединения угля и стали» («Journal Officiel de la Communaute europeenne du charbon et de l’acier», выходит с дек. 1952). Деятельность ЕОУС определяется в основном политикой Верховного органа и решениями Спец. совета министров, наделённых исполнительскими функциями. Верховный орган состоит из 9 членов, избираемых сроком на 6 лет, причём каждые 2 года 1/3 членов Верховного органа переизбирается. Члены Верховного органа не являются представителями соответствующих гос-в, им запрещается заниматься к.-л. профессиональной или предпринимательской деятельностью. Все решения принимаются простым большинством голосов. Юридически решения Верховного органа облекаются в три различные формы. Это, во-первых, решения, к-рые являются обязательными для исполнения (пр-вом или предпринимателями). Во-вторых, рекомендации, обязательные для исполнения лишь тогда, когда вопрос касается конечной цели, оставляя средства и методы её достижения на усмотрение правительств или предпринимателей. В-третьих, т. н. мнения, к-рые должны служить средством «убеждения». Решения Верховного органа имеют силу закона во всех странах-участницах, обязательны для предприятий и не требуют вмешательства со стороны пр-ва соответствующей страны. Верховный орган имеет право добиваться исполнения своих решений, налагая на предприятия штрафы. Верховному органу предоставляются почти неограниченные полномочия в области цен и общего регулирования произ-ва, ему приданы также функции постоянного контроля над выполнением норм и правил, регулирующих конкуренцию между предприятиями.
Основное назначение Спец. совета министров состоит в координации деятельности Верховного органа и нац. правительств. Его роль усиливается существованием Постоянного секретариата и различных к-тов, среди к-рых выделяется т. н. Координационный к-т. Его основное назначение — обеспечение непрерывности в работе Совета министров, подготовка сессии Совета, обследования на территории ЕОУС. Летом 1967 произошло слияние исполнительных органов ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.
Парижский договор стремится проводить идею единства «общего рынка» ЕОУС. В действительности такое единство наблюдается далеко не везде и не во всём. «Общий рынок» ЕОУС представляет собой совокупность отдельных «общих рынков»: чёрных металлов, угля и кокса, железной руды и лома черных металлов. Каждый из них различен по своему характеру: по уровню монополизации, степени гос. вмешательства, практике ценообразования, по своему значению в ЕОУС. Всё это сильно осложняет применение правил ЕОУС в каждом отдельном случае. Поскольку статьи Парижского договора не могли учесть всё разнообразие этих обстоятельств, то эта роль в известной мере выпала на долю Верховного органа. Последний призван «привязывать» положения договора ЕОУС к конкретным условиям, существующим на каждом отдельном рынке. В наиболее полном виде положения договора ЕОУС о правилах конкуренции нашли своё применение на «общем рынке» стали. Для рынка угля, характеризующегося в силу особенно высокой степени монополизации полным отсутствием конкурепции, эти правила практического значения не имели. Создание ЕОУС не внесло фактически никаких изменений в организацию угольного рынка, по-прежнему полностью контролируемого немногими синдикатами, прежде всего Рурским угольным синдикатом, и угольная пром-сть так и не была интегрирована полностью в «общий рынок» ЕОУС. Рынок лома чёрных металлов до 1958 регулировался непосредственно Верховным органом. ЕОУС контролирует ок. 2/3 выплавки стали, 1/2 добычи каменного угля и железной руды в Зап. Европе.
Отличит, чертой системы ЕОУС является её половинчатость, двойственность, компромиссный характер, стремление объединить противоположные и в капиталистич. практике трудно поддающиеся согласованию начала. Это относится прежде всего к основной цели ЕОУС — стремлению поощрять конкуренцию и одновременно ввести её в определ. рамки. Здесь полностью подтверждаются слова В. И. Ленина о том, что «найти „твердые принципы и конкретную цель” для „примирения” монополий со свободной конкуренцией, разумеется, дело безнадежное» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 342). Это относится также и к предпринимаемым в рамках ЕОУС попыткам планирования без нарушения принципа частной собственности, поощрению концентрации при стремлении уравновесить сталкивающиеся интересы отдельных монополистич. групп.
ЕОУС — ещё одна предпринятая в междунар. масштабе попытка приспособить капиталистич. оболочку к объективному процессу дальнейшего обобществления произ-ва, попытка, неспособная разрешить обостряющиеся противоречия капиталистического способа произ-ва.
Лит.: Суслин П. Н., «Общий рынок» шести Европейских стран, М., 1961; Диканский М. Г., Международные монополии по металлам, М., 1960; Международные экономические организации. Справочник, 2 изд., М., 1962; Шильдкрут В. А., Проблемы цен мирового капиталистического рынка, М., 1963; Изменения в экономической структуре стран Западной Европы, под ред. Е. Л. Хмельницкой, М., 1965; Шебанов А. Н., Европейское объединение угля и стали, М., 1968; Diebоld W., Schuman plan; a study in economic cooperation. 1950—1959, N. Y., 1959; Robertson A., The law of international institutions in Europe, N. Y., 1961; Вalassa B. A., The theory of economic integration, L., 1962; Schmitt H.A., The path to European union. From the Marshall plan to the common market. Baton Rouge (Louisiana), 1962.
И. Я. Носкова. Москва.
ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, Евратом (Communaute europeenne de l’encrgie atomique; Europaische Atomgemeinschaft; Comunita europea doll cnergia atomica), международная гос.-монополистич. организация, созданная 6 зап.-европ. странами — участницами Европейского экономического сообщества: Францией, ФРГ, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом. Соглашение об учреждении Евратома подписано в 1957 и вступило в силу с 1 янв. 1958. Официальная задача сообщества — создание и развитие ядерной пром-сти. В соответствии с провозглашёнными целями предусматриваются проведение исследовательских работ, обмен технич. информацией, поощрение капитальных вложений, совместное строительство наиболее дорогостоящих предприятий, снабжение ядерным сырьём, контроль над использованием расщепляющихся материалов, создание «общего рынка» оборудования и сырья, свободное передвижение капиталов и рабочей силы в рамках сообщества и т. д. Гл. исполнит. орган — комиссия Евратома — обладает необходимыми полномочиями для руководства строительством в этой новой отрасли энергетики. В рамках Евратома осуществляется экономич. программирование.
Программа Евратома прежде всего стремится разрешить проблему топливно-энергетич. дефицита в странах-участницах. В ней дана оценка роста всех видов энергии, включая жидкое топливо и гидроэнергетику (в млн. т угольного эквивалента): с 315,7 млн. т в 1955 до 449 млн. т в 1975. Потребность в энергии возрастёт с 400 млн. т в 1955 до 731 млн. т в 1975, т. е. значительно увеличится разрыв между ограниченными масштабами собственного произ-ва энергии в странах Евратома и масштабами его потребления. Этот растущий разрыв намечено покрывать путём увеличения импорта нефти и газа и развития атомной энергетики.
В период действия первой пятилетней программы (1958—62) были созданы исследовательские центры Евратома в Испре (Италия), Моле (Бельгия), Ин-т трансурановых элементов в Карлсруэ (ФРГ) и др. Евратом заключил в 1962 более 250 контрактов на совместные исследования с науч. учреждениями в Париже, Мюнхене, Льеже, с исследоват. центрами в Великобритании и США. Этой программой предусматривались ассигнования на научно-исследоват. работы в размере 215 млн. долл. В 1958—62 они не были полностью освоены из-за отсутствия необходимого числа высококвалифициров. специалистов и соответствующей материально-технич. базы. Вторая пятилетняя программа исследований (1963—67), утверждённая в июле 1962, предусматривала увеличение ассигнований до 455 млн. долл. прежде всего на развитие новых центров Евратома.
В 60-е гг. атомная энергетика вступила в пром. стадию развития. Выполнение программы Евратома ускорилось. Построены крупные атомные электростанции и предприятия в различных центрах стран-участниц. Энергетич. мощность находившихся в эксплуатации атомных электростанций в 1969 составила 6 млн. квт.
Успехи, достигнутые в области ядерной энергетики (улучшение экономич. показателей атомных электростанций, снижение стоимости их сооружения), позволили пересмотреть прежние программы Евратома в сторону их увеличения. Согласно перспективной программе, общая мощность атомных электростанции в странах — членах Евратома должна вырасти к 1975 до 17 млн. квт.
Однако осуществление проектов Евратома вызывает острые противоречия между его членами, а также конфликты со странами, не входящими в Евратом. Враждебное отношение к планам Евратома проявляли определ. круги промышленников ФРГ и Бельгии, заинтересованные в сбыте угля. Между Францией и ФРГ возникают конфликты по таким осн. проблемам, как определение функций Евратома, состав руководящих органов Евратома и т. п. Франция проявляет недовольство тем, что Великобритания принимает участие в сооружении атомных электростанций в Италии. В период слияния Евратома с ЕЭС и ЕОУС в 1967 усилились противоречия между французскими, зап.-герм. и голл. представителями в руководящих органах Евратома. Серьёзную озабоченность у прогрессивной мировой общественности вызывают планы использования ядерного потенциала Евратома в воен. целях. Прогрессивные партии и орг-ции выступают против этих реваншистских планов.
Лит.: Международные экономические организации. Справочник, 2 изд., М., 1962.
В. В. Мотылев. Москва.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ЕЭС, « Общий рынок » (Communaute economique europeenne, CEE; Europaische Wirtschafts-gemeinschaft, EWG; ComunitS economica eurppea, CEE; Europese Economische Gemeenschap, EEG; European Economic Community, EEC), государственно-монополистич. орг-ция, созданная шестью зап.-европ. странами (Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в целях объединения своих нац. рынков в единый «общий рынок». ЕЭС — важнейшая составная часть системы «европейских сообществ», объединяющей 6 стран Зап. Европы, к-рая включает также Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Официальные цели ЕЭС — достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» авторы договора понимают такое объединение (интеграцию) нац. рынков стран-участниц, в к-ром предусматриваются: устранение всех ограничений в торговле между ними (таможенные пошлины, количественные ограничения и т. п.); введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «лиц, капиталов и услуг»; проведение общей политики в области транспорта и с. х-ва; установление правил, дающих возможность согласовывать экономич. политику стран-участниц; создание условий, при к-рых конкуренция в рамках всего объединения будет носить «нормальный характер»; осуществление соответствующего сближения законодательств стран-участниц. Намеченные мероприятия предполагалось осуществить в течение т. н. переходного периода в 12 лет, подразделяемого на 3 этапа (по 4 года каждый), по истечении которого должно произойти окончательное образование «Общего рынка».
Основой «Общего рынка» является таможенный союз. Однако как по охвату отраслей нар. х-ва и сфер экономич. деятельности, так и по характеру связей между странами-участницами, «Общий рынок» значительно шире таможенного союза и по существу представляет собой экономич. союз. Логическим дополнением такого союза, по мысли его инициаторов, должен стать политич. союз, а в конечном счёте — единое гос-во федерального или конфедерального типа.
Образование ЕЭС — новое явление, возникшее в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма, оно отражает присущую монополистич. стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хоз. отношений и капитала, к ликвидации узких нац. границ (интеграция). На эту тенденцию указывал ещё В. И. Ленин. Он подчёркивал, что капитализм «… связывает все страны мира в единое хозяйственное целое», ибо «…капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы общины, местного рынка, области, а затем и государства» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 57).
«Общий рынок» означает, по существу, межправительств. соглашение наиболее могущественных монополистич. групп 6 зап.-европ. гос-в, направленное на их объединение в одно экономич. целое. Крупные монополии рассчитывают, что с помощью такого объединения им удастся расширить рынки сбыта для своих товаров, добиться гармоничного и бескризисного развития экономики стран сообщества, сохранив в своих руках все вытекающие отсюда экономич. и политич. выгоды. Создатели «Общего рынка» преследовали, однако, не только экономич., но и политич. цели. Одна из важнейших политич. задач ЕЭС состоит в том, чтобы укрепить НАТО, объединить силы зап.-европ. империализма против мирового коммунистич. движения и стран социалистич. лагеря, а также против экономически слаборазвитых стран, борющихся за свою нац. независимость. С другой стороны, в учреждении ЕЭС нашло отражение стремление определ. монополистич. кругов «шестёрки» консолидировать свои усилия в конкурентной борьбе с монополиями др. империалистич. гос-в, в т. ч. США. Создание ЕЭС, однако, не устраняет острейших противоречий между монополиями стран-участниц и между самими странами.
Начальным этапом в создании ЕЭС послужило учреждение в 1951 Европ. объединения угля и стали — отраслевой орг-ции 6 стран — нынешних участников ЕЭС. В дек. 1954 Ассамблея ЕОУС высказалась за более тесное экономич. сотрудничество между странами-участницами, а в начале 1955 Бельгия, Нидерланды и Люксембург выступили с меморандумом, содержащим осн. черты будущего «Общего рынка». Обсуждение меморандума привело к созыву в июне 1955 в Мессине (Италия) конференции министров стран ЕОУС, к-рая положила начало новой серии переговоров между шестью странами. Договор об учреждении ЕЭС был подписан 25 марта 1957 в Риме и вступил в силу 1 янв. 1958. Одновременно с ним был подписан договор о создании Евратома.
Договор предусматривает также участие в ЕЭС экономически менее развитых стран (колоний или быв. колоний стран-участниц). В июле 1963 в Яунде (Камерун) подписана конвенция сроком на 5 лет о присоединении к ЕЭС на правах «ассоциированных» (присоединившихся) членов 18 афр. стран — быв. колонии европ. империалистич. стран (Берег Слоновой Кости, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Заир, Камерун, Мавритания, Малави, Мали, Нар. Республика Конго, Нигер, Руанда, Сенегал, Сомали, Того, Центральноафр. Республика, Чад). (См. также «Ассоциация Африкано-Малагасийских государств с Европейским экономическим сообществом».) В 1969 срок действия конвенции был продлён до 1975. В 1961—63 к ЕЭС присоединились Греция и Турция, условия ассоциации к-рых предусматривают более длит. сроки снижения таможенных пошлин между ними и «шестёркой» (напр., для Греции макс. срок установлен в 22 года). Помимо указанных стран ЕЭС были заключены соглашения о преференциальном режиме с целым рядом др. развивающихся стран (Кенией, Угандой, Танзанией и др.). Присоединение к ЕЭС менее развитых в экономич. отношении стран создаёт предпосылки для экономич. закабаления их более сильными европ. партнёрами. Общими руководящими органами ЕЭС, ЕОУС и Евратома являются Совет (Совет министров), Комиссия, Ассамблея (Европ. парламент), Суд. В задачи высшего органа европ. сообществ — Совета, состав к-рого формируется из представителей всех стран-участниц (обычно министров экономики, финансов или торговли) — по одному от каждой,— входит «координация общих принципов экономической политики» сообщества, утверждение бюджета, установление окладов руководящему персоналу ЕЭС и т. д. В зависимости от важности разбираемого вопроса решения в Совете могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством голосов. Если для принятия решения требуется квалифицированное большинство, то при голосовании для стран-участниц устанавливается следующее число голосов: Италия, Франция и ФРГ — по 4, Бельгия и Нидерланды — по 2, Люксембург — 1. Решение считается принятым, если за него подано 12 голосов, причём в ряде случаев требуется также, чтобы эти голоса принадлежали не менее чем 4 странам. Договором предусматривается, что в течение переходного периода принцип единогласия будет постепенно заменён принципом простого или квалифицированного большинства (за исключением особо важных случаев). Решения по ряду вопросов, не имеющих особой важности, принимаются большинством голосов.
Гл. исполнит. орган сообщества — Комиссия — состоит из 9 членов, назначаемых пр-вами стран-участниц. Комиссия разрабатывает предложения по вопросам политики ЕЭС, наблюдает за выполнением условий Римского договора и постановлений отд. органов и учреждений сообществ. Она правомочна выносить решения и давать рекомендации или заключения по вопросам, затрагиваемым в договоре. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов и могут быть отменены или изменены лишь единогласным решением Совета. Комиссия подразделяется на «генеральные директораты», построенные по типу министерств или департаментов (внеш. сношений, экономики и финансов, внутр. рынка, конкуренции, социальной политики, с. х-ва, транспорта, заморских стран и территорий, административный). Директивы, издаваемые Комиссией, так же как и постановления Совета, имеют обязат. силу для всех стран-участниц. Со времени учреждения ЕЭС до июля 1967, когда исполнит. органы европейских сообществ были слиты в единый орган, пост пред. Комиссии занимал В. Хальштейн (ФРГ). В июле 1967 его сменил Ж. Рей (Бельгия), в июле 1970 — Ф. М. Мальфатти (Италия). Аппарат Комиссии размещается в Брюсселе.
Ассамблея («Европейский парламент») призвана контролировать работу сообществ и состоит из представителей, назначаемых парламентами стран-участниц. Её решения носят характер рекомендаций и обязат. силы не имеют. Функции арбитражного органа выполняет Суд, к-рый решает вопросы правомерности выполнения и толкования договора, разбирает жалобы стран-участниц и т. д. Кроме названных органов, в рамках ЕЭС действуют спец. консультативные органы, занимающиеся исследованием тех или иных проблем, напр. экономич. и социальный к-т, валютный к-т и др. Создан и функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи к-рых входит финансирование отд. мероприятий, связанных с проведением общей экономич. и социальной политики,— Европ. инвестиционный банк (участие в развитии экономически отсталых р-нов стран-участниц, напр. Юга Италии, Юго-Запада Франции), Европейский фонд развития (оказание финанс. «помощи» слаборазвитым странам, ассоциированным с ЕЭС), Фонд ориентации и гарантии с. х-ва (предоставление субсидий х.-с. производителям, к-рые вследствие создания «Общего рынка» оказались в тяжёлом положении), Европейский социальный фонд (участие в финансировании расходов стран-участниц, связанных с переобучением рабочих и трудоустройством безработных). Средства фондов образуются за счёт взносов стран-участниц, а средства банка, кроме того, за счёт займов, размещаемых в тех или иных странах сообщества. Общая сумма займов и кредитов, выданных банком, на 31 дек. 1971 составила 2315 млн. долл. Большую часть этой суммы получили Италия, Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург.
История существования ЕЭС полностью подтвердила марксистско-ленинский вывод о том, что с помощью гос.-монополистич. объединений невозможно добиться создания бесконфликтной, гармоничной Европы. «Международные государственно-монополистические организации,— говорится в Программе КПСС,— возникающие под лозунгом „объединения”, смягчения проблемы рынка, на деле представляют собой новые формы передела мирового капиталистического рынка, превращаются в очаги острых трений и конфликтов» (1971, с. 32). Наименее трудными с точки зрения практич. осуществления договора оказались его постановления, касающиеся торговли. С 1 июля 1968 таможенные пошлины во взаимной торговле стран-участниц были полностью упразднены и с нек-рыми оговорками введён единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. Снижение таможенных пошлин внутри ЕЭС привело к быстрому росту товарооборота между шестью странами и заметной переориентации стран-участниц на торговлю со своими партнёрами — за счёт торговой дискриминации третьих стран. К началу 1971 торговля внутри ЕЭС возросла более чем на 530% по сравнению с уровнем 1958. За тот же период торговля с третьими странами увеличилась только на 183%. В процентном выражении доля ЕЭС в экспорте отдельных стран-участниц в 1970 составляла (в скобках данные на 1958): ФРГ 40 (27), Франции 49 (22), Италия 43 (24), Голландии 61 (41), Бельгии 68 (45). Немаловажную роль при этом сыграло и то, что начальный период функционирования ЕЭС совпал с фазой циклич. подъёма в странах-участницах.
Однако, несмотря на отдельные успехи, экономич. объединение шести стран проходит крайне неравномерно и противоречиво. Сообщество сталкивается с многочисл. трудностями. Установление тех или иных единых правил внутри сообщества, связанное обычно с отказом стран-участниц от соответствующих нац. правил в пользу «наднационального» регулирования, происходит относительно беспрепятственно лишь в том случае, если речь идёт о малозначительных, несущественных или частично устаревших нац. правилах и обычаях. Постановления же, затрагивающие сферу экономич. суверенитета или вызывающие неблагоприятные последствия для х-ва тех или иных стран-участниц, вызывают ожесточённую борьбу между партнёрами, к-рая задерживает или даже делает невозможным их принятие. Неоднократно откладывалось, напр., решение об общей с.-х. политике, затягивалось осуществление мероприятий в области валюты и финансов и т. д. Задачи, поставленные перед ЕЭС Римским договором, в течение переходного периода, завершившегося в 1969, оказались выполненными лишь частично. Основным итогом этих лет явилось лишь создание в рамках Сообщества более или менее законченного таможенного союза.
Состоявшаяся в дек. 1969 в Гааге конференция глав пр-в стран-участниц приняла решение о необходимости более тесного экономич. объединения шести стран («Гаагская декларация»), в соответствии с к-рым группой экспертов был подготовлен доклад, предусматривающий образование в течение 1971—80 экономич. и валютного союза «шестёрки» (т. н. «план Вернера»). Реализация этого плана с самого начала столкнулась с большими трудностями, одной из причин к-рых послужило обострение кризиса междунар. валютной системы капитализма в 1969—72.
Наиболее острые противоречия в рамках ЕЭС существуют между ФРГ и Францией, они отражают различные взгляды этих стран на развитие ЕЭС и роль его центр. учреждений. ФРГ стремится к более тесному политич. объединению стран-участниц, надеясь т. о. повысить и свой собственный политич. вес в междунар. делах. Она выступает за то, чтобы центр. органы ЕЭС были наделены «наднациональными» полномочиями, т. е. могли бы большинством голосов принимать обязательные для стран-участниц решения. Правящие круги ФРГ рассчитывают, что такой порядок позволит зап.-герм. монополиям, располагающим самым крупным среди стран-партнёров экономич. потенциалом, установить свою гегемонию в сообществе. Франция выступает против политич. интеграции стран-участниц и отстаивает принцип единогласия при решении всех более или менее важных вопросов. Серьёзные разногласия между обеими странами вызывает проблема с. х-ва и сбыта франц. с.-х. продукции в рамках ЕЭС. Так, возникший в связи с очередным обсуждением с.-х. проблем и планов дальнейшей интеграции конфликт привёл в сер. 1965 к отказу франц. пр-ва от участия в работе органов ЕЭС. Лишь после того, как на спец. сессии Совета, созванной в янв. 1966 в Люксембурге, по нек-рым вопросам был достигнут компромисс (Франция согласилась, напр., чтобы принцип единогласия применялся лишь при решении вопросов, имеющих особо важное значение для той или иной страны-участницы), франц. представители вновь заняли свои места в органах ЕЭС.
Ликвидация торг. барьеров внутри сообщества и возведение таможенной стены вокруг него, улучшая возможности сбыта для стран-участниц, ущемляет интересы третьих стран и ведёт к обострению противоречий между ЕЭС и др. странами. После учреждения ЕЭС в Зап. Европе возник другой экономич. блок, возглавляемый Великобританией,— Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), т. е. произошёл раскол капиталистич. Европы на две соперничающие экономич. группировки. В 1962 почти все страны ассоциации во главе с Великобританией обратились в центр. органы ЕЭС с просьбой рассмотреть вопрос об их присоединении к сообществу в той или иной форме. Лишь 22 янв. 1972 в Брюсселе состоялось офиц. подписание соглашений о вступлении в ЕЭС с янв. 1973 четырёх стран — Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии.
Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС, рассчитывая с его помощью усилить экономич. базу НАТО и сплотить силы зап.-европ. империализма в борьбе против мирового коммунистич. движения. Однако со времени вступления Римского договора в силу сообщество превратилось в сильного соперника США, теснящего их на мировых рынках. Не оправдались расчёты и на укрепление НАТО — в 1966 Франция отказалась от дальнейшего участия в воен. организации этого блока.
В 1960—62 по инициативе США были проведены переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин между ЕЭС, США и др. заинтересованными странами («Раунд Диллона»). В итоге этих переговоров пошлины были снижены лишь на 8% вместо намеченных 20%. Новая серия переговоров (начатая в 1964 и известная под названием «Раунд Кеннеди»), цель к-рых состояла в том, чтобы добиться от стран ЕЭС снижения пошлин в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) на 50%, закончилась принятием компромиссного решения о взаимном снижении таможенных пошлин в среднем на 35%.
Учитывая, что со временем «Общий рынок» будет отгорожен от остального мира единой таможенной стеной, а также желая воспользоваться преимуществами, к-рые даёт произ-ву расширение рынка, монополии третьих стран значительно активизировали своё проникновение в страны-участницы путём вывоза капитала (особенно США), следствием к-рого явилось обострение конкуренции и усиление концентрации и централизации произ-ва в рамках всего сообщества.
Будучи по своему существу гос.-монополистич. объединением, ЕЭС оказалось не в состоянии обеспечить повышение жизненного уровня трудящихся, смягчить классовые противоречия в странах-участницах. Даже по офиц. данным, число безработных в странах сообщества к концу 1970 составляло ок. 1,7 млн. чел. Политика ЕЭС в области с. х-ва, безоговорочная поддержка им монополий вызывает глубокое недовольство самых широких слоев трудящихся шести стран. Весной 1968 во время сессии министров с. х-ва ЕЭС в Брюсселе бельг. фермеры организовали мощную демонстрацию против с.-х. политики ЕЭС. В ходе классовых битв во Франции в мае того же года трудящиеся поддержали требование, выдвинутое Франц. коммунистич. партией совместно с Федерацией левых сил, о необходимости придать «Общему рынку» новое, глубоко отличное от нынешнего, экономич. и социальное содержание, к-рое гармонировало бы с интересами трудящихся.
Лит.: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, «Международная жизнь», 1957, № 7; Суслин П. Н., «Общий рынок» шести европейских стран, М., 1961; Об империалистической «интеграции» в Западной Европе («Общий рынок»), «Мировая экономика и международные отношения», 1962, № 9 (приложение); Экономические проблемы «Общего рынка», под ред. Е. Л. Хмельницкой, М., 1962; «Общий рынок» — орудие монополий, под ред. В. С. Зорина и Э. П. Плетнева, М., 1963; Хмельницкая Е., «Малая Европа» — конфликты и компромиссы, «Мировая экономика и международные отношения», 1964, № 2; Чумаков М. П., Финансово-валютные противоречия «Общего рынка», М., 1967; Жебрак Б., Общий рынок: итоги 10 лет, «Мировая экономика и международные отношения», 1968, № 7; Экономические группировки в Западной Европе, М., 1969; «Общий рынок» и международные отношения в Западной Европе. Сб. статей по материалам зарубежной прессы, М.. 1970; Максимова М. М., Основные проблемы империалистической интеграции. Экономический аспект, [М., 1971]; Die Europaische Wirtschaftsgemein-schaft. Kommentar zum Vertrag, B.-Fr./M., 1960; Вalassа В., The theory of economic integration, Homewood (111.), 1961; Вenоit E., Europe at sixes and sevens. The common market. The Free Trade Association and the United States, N. Y., 1961; Yearbook of international organisations. 1965—1966, Bruss., 1965.
Б. А. Жебрак. Москва.
ЕВСТАФЬЕВ Георгий Николаевич (12.4.1912), советский экономист, д-р экономич. наук (1965), проф. (1967). Чл. КПСС с 1939. Окончил Ленингр. педагогич. финанс.-экономич. ин-т (1937), Высшую парт. школу при ЦК КПСС (1942) и Академию обществ. наук при ЦК КПСС (1949). На педагогич. работе с 1932. Автор работ по экономике пром-сти, экономике труда и поли-тич. экономии социализма.
Соч.: Социалистическое соревнование — источник роста экономической и военной мощи СССР, М., 1944; Социалистическое соревнование — закономерность и движущая сила развития советского общества, М., 1952; В. И. Ленин о социалистическом соревновании и его роли в коммунистическом строительстве, М., 1956; Осуществление ленинских принципов управления социалистическим хозяйством, М., 1960; Экономический закон повышения производительности труда, М., 1962.
ЕГИПЕТ. Экономическая мысль , см. Арабская Республика Египет. Экономическая мысль.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ в хозяйственном руководстве , один из принципов управления произ-вом, заключающийся в личной ответственности руководителя за работу хоз. предприятия и орг-ции, что предполагает принятие решений руководителем и их обязат. выполнение коллективом в процессе работы. О Е. как важнейшей черте управления писал В. И. Ленин: «… всякая крупная машинная индустрия — т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. И технически, и экономически, и исторически необходимость эта очевидна, всеми думавшими о социализме всегда признавалась как его условие» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 200). В хоз. руководстве объективно необходимо определённое соотношение Е. и коллегиальности (см. Демократический централизм в управлении народным хозяйством).
В социалистич. обществе Е. органически сочетается с привлечением широких масс трудящихся к управлению произ-вом. Решения, принятые руководителем, обычно предварительно обсуждаются с производственным активом в профсоюзных орг-циях, на производственных совещаниях, на общих партийных, комсомольских собраниях. Это обеспечивает повышение качества решений и более сознательное отношение работников к распоряжениям руководителя, мобилизует силы коллектива на выполнение принятых мероприятий. Раскрывая содержание принципа Е. в социалистич. обществе, В. И. Ленин писал: «Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда» (там же, с. 203).
На всех этапах развития Сов. гос-во уделяет большое внимание рациональному сочетанию Е. и активности масс, определяя права руководителей и направляя участие трудящихся в управлении произ-вом. Реализация принципа Е. в хоз. руководстве означает прежде всего определение чёткого круга обязанностей, прав и ответственности каждого руководителя. В. И. Ленин подчёркивал необходимость установления «… самой точной ответственности каждого из состоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных , ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ» (там же, т. 37, с. 365). Руководитель ответствен не только за свою личную работу, но и за работу всего подразделения, за умелое руководство коллективом. Ленин писал, что «…коллегиальность должна сопровождаться самым точным установлением личной ответственности каждого лица за точно определенное дело» (там же, т. 39, с. 46). Обязанность руководителя определять конкретные задания, оценивать качество выполняемых работ и участие каждого работника в общих результатах хоз. деятельности предприятия, а также поощрять за хорошие показатели работ.
Принцип Е.— непременное условие управления пром. произ-вом. Проектируя научно обоснованные системы управления, необходимо соблюсти норму управляемости, т. е. предусмотреть, чтобы для каждого работника устанавливались совершенно чёткие задания и, в свою очередь, чтобы каждый руководитель отвечал за работу строго определ. круга людей. Последовательное проведение в жизнь принципа Е.— решающее условие рационализации, оперативности и повышения эффективности управления пром. произ-вом.
Лит. см. при ст. Демократический централизм в управлении народным хозяйством.
С. Е. Каменицер, М. В. Мельник. Москва.
ЕЖОВ Анатолий Иванович (р. 13.7.1909), советский экономист-статистик, д-р экономич. наук (1962), проф. (1964). Чл. КПСС с 1943. Окончил Воронежский ин-т нар.-хоз. учёта (1936). С 1925 Е. занимается вопросами учёта и статистики. Автор работ по общей теории, истории, организации и методологии экономич. статистики; многие из них переведены на иностр. языки.
Соч.: Выравнивание и вычисление рядов распределений, М., 1961; Система и методология показателей советской статистики. [Учебное пособие], М., 1965; Организация статистики в СССР, М., 1965; Статистика промышленности. Учебник, 4 изд., М., 1966.
ЁМКОСТЬ РЫНКА, совокупный платёжеспособный спрос покупателей. Е. р. предметов потребления и услуг характеризуется гл. обр. платёжеспособным спросом населения, т. е. размером ден. доходов потребителей за вычетом их сбережений. Е. р. средств производства определяется потребностью нар. х-ва в средствах труда и предметах труда.
Е. р. товаров нар. потребления изменяется в соответствии с развитием общественных потребностей под воздействием изменения размера доходов различных групп потребителей, движения общего уровня цен и изменения в соотношении цен на различные товары, возникновением новых потребностей в связи с науч.-технич. прогрессом, ростом культурного уровня народа, изменения соотношений между гор. и сел. населением и т. п. Е. р. потребительских товаров в СССР неуклонно возрастает. Это определяется непрерывным ростом и расширением круга потребностей населения, а также ростом заработной платы и др. ден. доходов населения. Так, среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1950 составляла 64,2 руб., в 1960 — 80,6, в 1970 — 121,7 руб. За тот же период численность рабочих и служащих только в пром-сти возросла почти вдвое. Значительно выросли и ден. доходы колхозников. В то же время снизился индекс гос. рознич. цен: в 1970 он составил 75% к уровню 1950. Рынок потребительских товаров претерпел и структурные сдвиги. Если в 1945 на долю пром. товаров приходилось 24,4% всего товарооборота гос. и кооп. торговли, то в 1970 уже 44,5%. Поэтому следует различать общее изменение Е. р. и изменение Е. р. различных потребительских товаров, а также Е. р. регионов (районов). (Первый подробный анализ ёмкости гор. рынка в СССР произвёл в 20-х гг. С. Г. Струмилин, а сельского — Л. Н. Литошенко.) При росте доходов относительно быстрее возрастает спрос населения на непродовольственные товары, а Е. р. прод. товаров растёт медленнее. При определ. уровне доходов населения спрос на прод. товары вообще относительно стабилизируется. Рост доходов приводит к изменению структуры спроса в пользу товаров с большей эластичностью спроса, а также к увеличению покупок товаров длит. пользования.
Изменение Е. р. различных потребительских товаров в значит. мере определяется динамикой цен как внутри самой товарной группы, так и по всем остальным товарам. Особенно сильное воздействие на размеры спроса, на конкретный товар могут оказывать изменения цен на товары, являющиеся взаимозаменяемыми или взаимодополняющими. Выявление эластичности спроса позволяет прогнозировать ожидаемые изменения Е. р. (см. Прогнозирование экономическое).
В социалистич. х-ве в условиях непрерывно расширяемого общественного произ-ва большое значение приобретает изучение Е. р. не только потребительских товаров, но и средств произ-ва. См. также Внутренний рынок.
Н. А. Петраков. Москва.
ЕФИМОВ Анатолий Николаевич (р. 3.7.1908), советский экономист, д-р экономич. наук (1952), проф.(1953), чл.-корр. АН СССР (1964), акад. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1948. Окончил Уральский политехнич. ин-т (1937). В 1937—48 преподавал экономику и организацию произ-ва в этом ин-те. В 1948—55 руководил отделом экономич. исследований Уральского филиала АН СССР. С 1955 директор Н.-н экономич. ин-та Госплана СССР, чл. Госплана СССР. Науч. исследования Е. по проблемам экономики и социалистич. пром-сти, планированию пром-сти, нар.-хоз. планированию, межотраслевым балансам. Под руководством Е. выполнен цикл исследований структуры экономики СССР и осуществлена разработка методов анализа и планирования нар.-хоз. пропорций на основе построения межотраслевых балансов. За эту работу Е. удостоен Гос. пр. СССР (1968).
Соч.: Организация потока в машиностроении, Свердловск — М., 1944; Вопросы технического прогресса в СССР, М., 1951; Перспективы развития промышленности СССР, М., 1959; Экономика промышленных предприятий. Учебник, 3 изд., М., 1963 (соавтор); Методы планирования межотраслевых пропорций, М., 1965 (соавтор); Советская индустрия (Производственный аппарат, управление и планирование), М., 1967; Экономическое планирование в СССР, М., 1967 (соавтор).
А. А. Шапоров. Москва.
«ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА», статья В. И. Ленина, посвященная критике книги П. Струве «Хозяйство и цена» (ч. 1, 1913). В этой книге была сделана попытка опровергнуть (и «уничтожить») экономич. теорию марксизма. Впервые статья была напечатана в жури. «Современный мир», 1914, № 3; в Полн. собр. соч. вошла в 25-й т. В статье Ленин обнажил приёмы буржуазной фальсификации теории научного социализма.
В 1-м десятилетии 20 в. Россия стала окончательно капиталистич. страной, что не замедлило сказаться на отношении рус. бурж. науки политич. экономии к марксизму. От более или менее нейтрального отношения к нему она перешла к активной борьбе против него. После Революции 1905—07 либеральная буржуазия становится окончательно контрреволюционной, и её теоретики принимаются всерьёз «уничтожать Маркса». Ленин в этой статье продолжает критику реакц. эмпириокритицизма в обществ. науке, к-рую начал в книге «Империализм и эмпириокритицизм» (гл. 6). «Программа автора,— пишет Ленин о Струве, — „последовательный эмпиризм” … и „строгая выработка точных понятий и ясных различений”» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 35). «Эмпиризм» Струве сводился к изгнанию из науки неприятных для буржуа обобщений. Раскрывая реакц. сущность бурж. обществоведения, Ленин подчёркивает, что «изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии» (там же, с. 48).
Гл. атака Струве была направлена против марксистского понимания стоимости как объективной экономич. категории, как основы цен. Ленин показывает полнейшую нелепость попыток Струве найти аналогию теория трудовой стоимости Маркса в схоластич. «учении» Фомы Аквинского о первородном грехе. Ленин возражает против подмены аналогиями исторически-конкретного анализа преемственности в развитии науки. Он останавливается на вопросе об объективном характере законов общественного развития. На примере категорий цены и стоимости Ленин показывает, как тысячелетняя практика толкала человечество к необходимости понять и точнее выразить различие между случайными и единичными и устойчивыми и массовыми явлениями. Струве утверждал, что стоимость не существует как нечто отличное от цены, что категория стоимости есть не что иное, как метафизическое удвоение категории цены. Он отрицал, т. о., объективную значимость любых науч. абстракций, отрицал науку вообще. В противоположность этому, Ленин подчёркивает, что «стоимость есть закон цен, т. е. обобщенное выражение явления цены. О „независимости” здесь говорить можно лишь для издевательства над наукой, которая во всех областях знания показывает нам проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений» (там же, с. 46). Ленин показывает, что положение историч. материализма об объективном характере законов развития общества отнюдь не поколеблено никакими фактами или доводами Струве. Объективный характер экономич. законов капитализма не отрицали и классики бурж. политич. экономии, однако они не понимали преходящего характера капиталистич. способа произ-ва.
В статье Ленин разоблачил также попытку Струве противопоставить хоз. и социальный строй общества. Такое схоластич. «различение» понадобилось Струве для того, чтобы ограничить политич. экономию изучением частностей, а не коренных проблем развития общественной экономики, лишить её возможности заниматься исследованием классовых антагонизмов и классовой борьбы в сфере производственных отношений. Ленин разоблачает истинный смысл струвистских положений: «Политическая экономия пусть занимается трюизмами и схоластикой да бессмысленной погоней за фактиками…, а вопрос о „социальных неравенствах” пусть отойдет в более безопасную область социолого-юридических рассуждений: там, в этой области, легче „отделаться” от этих неприятных вопросов» (там же, с. 44).
Вопреки попыткам Струве представить науч. социализм как дитя, порождённое связью между революц. и реакц. мыслями, Ленин показывает, что марксизм представляет собой «… высшее развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы» (там же, с. 49). Опровергая измышления Струве о «невозможности» социализма, Ленин подчёркивает, что науч. социализм «…опирается на факт обобществления производства капитализмом» (там же, с. 51), а Струве обходит молчанием этот бесспорный и осн. факт совр. ему бурж. действительности.
Статья В.И. Ленина является классич. образцом критики нападок на марксистское учение со стороны представителей либерально-реакц. бурж. политич. экономии того времени. Она также вооружает всех трудящихся в борьбе с различного рода совр. теориями антикоммунизма.
В. Н. Кашин. Москва.